Меню

Арт-дилеры vs покупатели: на чьей стороне закон?

20.11.2020 - Новости
Арт-дилеры vs покупатели: на чьей стороне закон?


Дилеры пытаются защитить своих художников, вводя запреты на скорую перепродажу работ на аукционах. Правомерны ли подобные пункты договоров?

Вывод работ галерейных художников на вторичный рынок всегда связан с определенным риском. Хорошо, если работа будет перепродана дороже, чем в галерее, а если нет — многие решат, что галерейная цена была завышенной. Именно поэтому арт-дилеры при продаже работ своих авторов всё чаще включают в контракты ограничительные пункты. Это пункты, запрещающие новому собственнику перепродажу работы на аукционе в течение определенного периода (порой несколько лет), или пункты о так называемом праве первого отказа — когда собственник, прежде чем предложить работу третьей стороне, обязан сначала предложить её первому владельцу (т.е. дилеру).

Галеристы оправдывают подобные ограничения нравственным долгом покупателя перед работой и художником, необходимостью прозрачного ценообразования, желанием контролировать рынок художника и быть уверенным, что продают работу коллекционеру, а не спекулянту.

Однако в этом случае нарушаются потребительские права нового собственника, — считает Мартин Уилсон, главный юрисконсульт аукционного дома Phillips и автор книги «Art Law and the Business of Art».

Ни один из подобных контрактов пока не становился предметом судебного разбирательства, а если бы он и попал в суд, то ответчика (покупателя работы в галерее) вряд ли смогли бы заставить соблюдать эти ограничения в судебном порядке. Британский закон встал бы на сторону потребителя, — считает Уилсон. Пункты о запрете перепродажи или праве первого отказа в данном случае несут выгоду исключительно дилеру, а покупателю наносят вред. А британский закон о правах потребителей запрещает договоры, составленные в чью-либо пользу. Главное при этом доказать, что покупатель является потребителем — что его основным родом деятельности не является покупка предметов искусства (что в целом применимо ко всем коллекционерам).

Что касается юристов американского арт-рынка, их позиция не столь однозначна, как у работающего в Лондоне Уилсона. К примеру, владелица юридической фирмы Withers Global Art Practice Диана Вербицки считает, что каждый такой случай, попади он в суд, рассматривался бы отдельно, а решение зависело бы от целесообразности ограничительных пунктов договора. Т.е. если в договоре будет запрет перепродажи в течение 100 лет, его суд вряд ли признает правомочным. А если речь будет идти о запрете перепродажи в течение 6 месяцев или о праве дилера предотвратить перепродажу, предложив покупателю ту же либо большую цену за работу, то это могут признать законным.

Впрочем, пока что всё на уровне рассуждений. До первого судебного прецедента.

Источники: artnet.com, linkedin.com


Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *