Меню

От веб-арта до киберфиминизма: в ЦСИ им. Сергей Курёхина рассказывают историю новых медиа

18.11.2020 - События
От веб-арта до киберфиминизма: в ЦСИ им. Сергей Курёхина рассказывают историю новых медиа


ЦСИ им. Сергея Курёхина | Выставка открыта до 22 ноября

«История развития мультимедиа искусства Ленинграда-Санкт-Петербурга 1985-2000 годов». Так называется выставка, которую до 22 ноября можно увидеть в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина. Выставка воссоздаёт многообразную картину происходившего в те годы интенсивного освоения новых путей и технологий в искусстве, в ней собран воедино и систематизирован по годам и направлениям процесс перехода от аналоговых технологий к цифровым. От первых съёмок независимого и параллельного кино андеграундными режиссерами и художниками — к видео арту, к синтетическому перформансу и хеппенингу; от традиционного и фотоколлажа к компьютерному коллажу, работе с программами и эффектами, монтажу и инсталляциям. Этот путь привёл к возникновению новых языков в искусстве: к сетевому искусству — веб-арту и нет-арту, виджеингу, диджеингу, саунд-арту и к художественным экспериментам с новым медийным пространством, столь актуальным в XXI веке.

Проследить этот путь в рубрике «Экскурсия для чтения» читателям журнала Точка ART помогут куратор Ирина Актуганова, идеолог киберфеминизма Алла Митрофанова и художник и искусствовед Андрей Хлобыстин.

© ЦСИ им. Сергея Курёхина

Новые медиа

Независимое кино и Параллельное кино, Некрореалисты, Новые Дикие, Речники, Новые Художники, Новые Композиторы, Пиратское Телевидение, Новая Академия, Товарищество Новые Тупые, АХЕ, Инженеры Искусств, Киберфеминизм, Галерея 21, группа Запасной Выход, группа Свои, ФНО — это те объединения и течения, деятельность которых в Ленинграде — Санкт-Петербурге на заре 90-х и во времена Перестройки способствовала возникновению новых направлений в искусстве.

Дух свободы, демократии, творческого эксперимента, который несла с собой перестройка, отразился в исканиях этих молодых независимых художников и режиссёров того времени, развивавших свое видение и авангардное искусство посредством освоения новых технологий.

Эксперименты пионеров медиа арта в России — фильмы, коллажи, инсталляции Ольги Тобрелутс, Константина Митенёва, Дмитрия Пиликина, Тимура Новикова и Сергея Шутова, группы Инженеры Искусств, Галины Леденцовой и группы Запасной Выход, Людмилы Беловой и многих других представлены на выставке.

Константин Митенёв «На пляже» (Из серии голографий), 1993. Стекло, коллаж, журнал. Фото предоставлено автором © ЦСИ им. Сергея Курёхина

Константин Митенёв «Поцелуй Монро», 1998. Серия фотографий. Фото предоставлено автором © ЦСИ им. Сергея Курёхина

В конце 1970-х в СССР начинается проникновение новых видов техники, прежде всего видеомагнитофонов, кино- и видеокамер в повседневную жизнь советских людей. Появление каждого нового технического приспособления сопровождалось его апробированием для творчества: например, в начале 1990-х недолго процветало веселое «искусство телефонного автоответчика», переописывавшее новое пространство приватного. В качестве художественных медиумов тестировались кино- и видеокамеры, видеотелефоны и факсы, радио и пейджеры, камеры слежения и мониторы из метро.

Вместе с новыми медиумами и культурно-политическими трансформациями Перестройки пришло поколение игровой идентичности и искусства, смешивающего техники и объекты, слова и языки, этническое и глобальное, периферийное и центральное, ценное и обесцененное, натуральное и искусственное, свое и чужое, частное и общее и т.д., что в последующем стало определяться как квир-культура и теория перформативности.

Поколение, вышедшее на арт-сцену на рубеже 1970-80-х гг., хотя и обитало в сквотах и спальном районе Купчино, в отличие от художников-нонконформистов не чувствовало своей отчужденности от всего самого современного и модного, так как ощущало, что репрессивная машина идеологии сменилась калейдоскопом различных медиа, в котором они чувствовали себя хозяевами, живущими «в центре всех городов». Эти люди были заняты своенравным производством собственной реальности «из желания», «из ничего», а их искусство спонтанно совпадает с «мировым художественным процессом». Гурьянов объясняет: «Если не существует художественной среды, надо создать ее вокруг себя, игнорируя ту хрень, что предлагается. Нет музыки — напишем музыку, будем танцевать. Нет картин — нарисуем картины. Это же понятные вещи, простые: все в наших руках, мы — самые талантливые, самые умные, самые красивые. И там, где мы есть, — там все и происходит». Новые культурные стратегии, осуществляемые через новые медиа, постепенно оказываются более эффективными «в труде и в бою» чем физическое насилие и принуждение. Поколение «новой волны» томилось по новым технологическим фактурам и имело вкус ко всему новому и модному. Лидер новой генерации — Новиков, как свидетельствует Гурьянов, «был жутко чувствителен, с одной стороны, ко всему изящному, с другой стороны, ко всему современному».

Андрюс Венцлова «50 лиц 2», 1991 © ЦСИ им. Сергея Курёхина

Выставка начинается независимым кино середины 80-90-х. В экспериментальных фильмах и фотографиях конца 80-х появляются отголоски предвидения компьютерной эстетики будущего. Художники параллельного кино ломали традиционное видение кинопроцесса, они использовали доступные им приёмы для создания нового представления о фильме, монтаже, сюжете. Сегодня можно сказать, что их эксперименты не прошли даром, они стали активно применяться в современном кинематографе, рекламе и видео искусстве. На выставке будут представлены фильмы Беллы Матвеевой и Владимира Захарова, Иветты Померанцевой, Олега Котельникова, Евгения Кондратьева, Андрея Мёртвого, Константина Митенёва, Олега Маслова, Андрюса Венцловы, Дмитрия Фролова, Дмитрия Лурье, Эдуарда Шелганова, группы АХЕ и других.

Путь развития российского медиа искусства уникален. В начале интернет эры независимые художники и режиссёры, взявшие в руки камеру, не имели представления о том, что делают их коллеги на Западе. Эти знания доходили опосредованно: через личное общение, обмен опытом с зарубежными коллегами во время выставок, организованных отделом Новейших течений Русского музея. В Ленинград приезжали и общались с художниками Джон Кейдж, Понтюс Хюльтен, Брюс Стерлинг, Джоанна Стингрей, Брайн Ино. С появлением компьютера, доступного интернета и возможности путешествовать произошла трансгрессия физических и ментальных границ. Интернет еще не был отягощен коммерцией и его освоение происходило творческим путем. Художники во многом становились первооткрывателями новых территорий и первопроходцами. Они выпускали компакт-диски, интернет журналы, делали первые сайты, устраивали рейвы, международные конференции и телемосты. В выставку и каталог вошли воспоминания участников, документы и фотодокументация.

Белла Матвева «Серебро не золото». Фото Вита Буйвид © ЦСИ им. Сергея Курёхина

Легендарна история панк-корабля-искусство Штюбниц, пришвартовавшегося у берегов Невы в 1994 году. Оснащенный компьютерами и ставший творческой концептуальной лабораторией новых медиа, он повлиял на появление техно-культуры «Техно-Арт-Центра» и «Кибер-Фемин-Клуба», Галереи 21, которая стала организатором мастерских новых медиа и семинаров, отрабатывавших разные аспекты кибертеории, сотрудничала с проходившими в городе конференциями по компьютерному искусству. Были изданы несколько компакт-дисков: «От Неоакадемизма к Киберфеминизму», «Игра без правил», запущен журнал «Виртуальная анатомия», сайт «Кибер-фемин-клуба», проект Дмитрия Пиликина «Свидетели эпохи» и веб-проекты Константина Митенёва «Bioloid Factory» и «Ундина/Undina», первое интернет-телевидение «Twins TV». В Петербурге начала 90-х годов появились первая в России компьютерная студия «Крейт», которая объединила вокруг себя художников, увлеченных новыми технологиями. Работы этих художников широко известны за рубежом, получили множество призов на международных фестивалях, но их практически невозможно увидеть здесь. Персональные выставки пионеров медиа-арта путешествуют по музеям мира. Поэтому именно в Петербурге, колыбели российской медиа революции, важно показать в полном объеме их произведения, начиная с экспериментов параллельного кино и заканчивая лентикулярными панелями.

Видеоарт и Пиратское телевидение

Ленинградский видеоарт начала 1990-х имел за спиной опыт андеграундного параллельного и некрореалистского кино и мультипликации 1980-х, создававшихся минималистическими средствами из просроченных материалов. По принципу перетекания образов и форм построена великолепная по своей простоте анимация «Новых художников» — Савченкова, Котельникова, Сотникова и др. В 1987 г. Инал Савченков с братом, Сергеем Еньковым, и выпускником Мухинского училища Францем Родвальтом создали «Школу „Инженеров искусства“», в которую также входили Григорий Стрельников, Андрей Гамаюн, Борис Казаков и др. «Инженеры» ставили задачу «преобразовать любую, напрямую не относящуюся к искусству информацию, в художественное произведение (…) В качестве концептуальной основы произведения может быть использована тема, относящаяся к различным областям, будь то физика, микробиология или слесарное дело. Каждое научное явление или принцип функционирования любой структурной деятельности могут обогатить художественный процесс и лечь в основу его метода. Эстетически анализируя полученное эмпирическим путем знание, автор может интерпретировать его в различных медиа. Это необязательно должен быть визуализированный образ — произведение рождается уже в момент осознания информации (…). Свой опыт „Инженеры искусства“ воплотили в живописи, скульптуре и медиапроектах. Они сотрудничали с рок-группой „Кино“, создавали анимацию и видеоролики для „Новых композиторов“ и Сергея Курёхина». В 1990-1994 гг. «Инженеры» базировались в сквотах на Фурманова, 1, а в 1991-2010 гг. — на наб. Обводного канала, 17.

Инженеры Искусства «Модели и конструкции», 1986, 8 мм, 30′. Фото предоставлено авторами © ЦСИ им. Сергея Курёхина

Инженеры Искусства «Стрела Амура». Фрагмент фильма, 1993 Фото предоставлено авторами © ЦСИ им. Сергея Курёхина

Инженеры искусств «Модели и конструкции», 1989. Фото предоставлено авторами © ЦСИ им. Сергея Курёхина

Одним из главных поборников новых медиа в конце 1980-х был переехавший в Ленинград из Риги художник-изобретатель Юрис Лесник. Он убеждал своих аполитичных друзей-художников идти на выборы, так как победа консервативных сил будет означать возврат к старым технологиям, что будет катастрофой для всех.

В 1988 году на Ленинградском телевидении Юрис участвовал в телемосте в честь Олимпийских игр в Сеуле, где с корейской стороны выступал создатель видеоарта Нам Джун Пайк. Встретив Пайка в следующем году на открытии выставки в Пале де Токио, Юрис подарил ему свою картину и оказал услугу, вернув мастеру деньги из задолжавшей их парижской галереи. Проникшийся к Юрису Нам Джун выделил ему средства на новую VHS-камеру взамен только что у того украденной и чек на 1000 немецких марок (Пайк устраивал занятия для своих студентов прямо в аэропорту Дюссельдорфа и спонсировал неимущих средствами на перелет). Этот чек со своей фотографией Лесник запаял в пластик и не раз использовал в Ленинграде, демонстрируя его милиционерам как заграничные автомобильные права. «Освященная» Пайком видеокамера оказалась в буквальном смысле благословлена на создание видеоарта в СССР: осенью 1989 г. в Ленинграде начался первый крупный видеопроект — «Пиратское телевидение», ставший классикой отечественного видеоарта. У истоков ПТВ, помимо Лесника — режиссера и оператора программ, стояли две другие звезды местной художественной сцены — Новиков, игравший роль идеолога, и Мамышев-Монро — фронтмен всего предприятия. В сквоте на Мойке, 22, с видом на Дворцовую площадь, а затем на улице Софьи Перовской, 2 этот триумвират начинает создавать программы, которые, как обсуждалось, будут вклиниваться в официальное ТВ-вещание. Какие-либо технические возможности к этому отсутствовали, но вскоре во всех мастерских и клубах ПТВ не сходило с экранов, поддерживая публику в бодром настроении.

ПТВ (Пиратское Телевидение). Брайан Ино. Сюжет «Экстренное обращение Брайана Ино к зрителям ПТВ» © ЦСИ им. Сергея Курёхина

ПТВ (Пиратское Телевидение). Ведущие ПТВ Катрин Беккер и Владислав Мамышев (Монро). Сюжет «Новости культуры». ПТВ (Пиратское Телевидение) 1990-1993. Формат VHS, Архив Тимура Новикова © ЦСИ им. Сергея Курёхина

ПТВ (Пиратское Телевидение). Ведущий ПТВ Владислав Мамышев (Монро). Сюжет «Музыкальные странички» © ЦСИ им. Сергея Курёхина

Стиль ПТВ не поддается конечному определению, поскольку смешивал в себе сразу несколько жанров, хотя местами воскрешал традиции «Монти Пайтон», фильмов Джона Уотерса с Дивайном и прочий арт-трэш, вспенившийся на рубеже 1960-1970-х. Это был настоящий праздник жизни: репортажи о художественной, светской и клубной жизни, передача о спорте «Спартакус», которую вел Гурьянов, «Музыкальные странички», серия фильмов «Смерть замечательных людей», авторские фильмы, авангардные авторские коллажи, псевдополитические прокламации и т.д. Когда во время августовского путча 1991 года темный город в тревоге замер, ПТВ, преобразованное в «Анти-ГКЧП», провело на Мойке, 22 «телеобращение» к народу со съемками перформанса в стиле 1920-х, в котором «античиписты» Новиков и Гурьянов сражались с «ползущей на Петроград Гидрой ГКЧП» — Мамышевым. Когда это тут же было снабжено нарезками новостей, фильмов, «Лебединым озером», баррикадами, речью Ельцина и циркулярами командующего военным округом, получилось произведение, которое можно оценить как выдающийся образец отечественного политического видеоарта. В создании передач — репортажах, «клублении», съемках фильмов, создании видео-миниатюр и т.д. участвовало все сообщество, и все это походило на безостановочный авангардный театр без сюжета и режиссера. Также многие прикладывали руку к созданию конечного продукта ПТВ в ходе хаотического переписывания и стихийного монтажа по новиковскому методу «перекомпозиции», — канонической версии записей ПТВ не существует.

Людмила Белова «Оцифровка крови», 2001 © ЦСИ им. Сергей Курёхина

В 1990-е на авансцену выходит новый тип творческой личности, расширяется понятие художника и произведения искусства, появляются новые виды и жанры творчества, усваивается новый язык искусства, к которому получают доступ широкие массы молодежи: видеоарт, диджейство, акционизм, политический активизм, хакерство, художественные эксперименты с новым медийным пространством (нет-арт) и т.д. На рубеже 1980-1990-х годов новое искусство повсеместно поселяется в сквотах, демонстрирующих радикально отличные от общепринятых социальные и гендерные отношения, свою независимую экономику. На западе интеллектуалы возлагают надежды на новый тип организации общества, культурного пространства и нового преобразователя мира — художника/интеллектуала/пролетария, овладевшего новейшими технологиями. В интернациональный обиход входит понятие технокультуры и киберкультуры.

Медиаэксперименты Новой Академии

Парадоксальным явлением искусства 1990 годов в Петербурге стал неоакадемизм — направление, призывающее к возвращению к классической красоте, о появлении которого Новиков объявил в 1989 году. Несмотря на вполне консервативные лозунги движения, именно художники круга Тимура Новикова занялись сращиванием классических образов с дигитальными технологиями, и это стало одним из самых эффектных ноу-хау неоакадемизма, что произвело впечатление на одного из создателей киберпанка — Брюса Стерлинга, написавшего: «Это первое явление в Новой России, которое меня действительно впечатляет. Неоакадемизм — это странный, усовершенствованный цифровым способом брак между классическим величием позолоты и мрамора и тотальным, нищим, уличным хиппи-хламом. Как будто в гигантском гниющем дворце Екатерины Великой разразился безостановочный фестиваль Burning Man. (…) Он может стать первым действительно значимым движением в области цифрового искусства».

Ольга Тобрелутс «Лабиринт 1989». Super VHS, 20′, Берлин. Фото предоставлено автором © ЦСИ им. Сергея Курёхина

Ольга Тобрелутс «Манифест Неоакадемизма», 1996. 7′. Фото предоставлено автором © ЦСИ им. Сергея Курёхина

Ольга Тобрелутс. Серия «Имперские отражения», 1993, Цветная фотография. Фото предоставлено автором © ЦСИ им. Сергея Курёхина

Среди художников, аффилированных с Новой Академией Изящных Искусств, первой начала работать с новыми медиа Ольга Тобрелутс. После ранней не очень удачной попытки создания новой визуальности в экспериментальном 16мм фильме «Фиолетовые птицы» (совместно с Ветой Померанцевой в 1989 году), в 1990 году Тобрелутс отправилась в Германию в поисках новых технических возможностей, где прошла курс обучения компьютерной графике в ART+com, а затем сделала цифровой фильм «Лабиринт» на Offene Kanal. Полученный в Германии опыт позволил Ольге стать первой медиахудожницей Петербурга. С 1991 года, сначала на базе компании «Крейт», а затем и на собственном оборудовании, в своих дигитальных коллажах и фильмах Ольга соединяла неоклассические интерьеры и классическую архитектуру с костюмированными сценами, в которых участвовали популярные герои художественной жизни Петербурга, раскрашивала античную скульптуру, одевала ее в одежду ведущих брендов, сращивала классические произведения с образами мировых поп-звезд, опередив в этом на несколько лет массовую фотографию и кинематограф. Тобрелутс прославилась как кинорежиссер, снявшая в 1994 г. за один день веселый безбюджетный фильм «Горе от ума», использовавший едва только появившиеся компьютерные эффекты. Персональная выставка в Мраморном зале Российского этнографического музея в июне 1994 года, где Ольга показала неоакадемические цифровые коллажи и пилот фильма «Горе от Ума» подтвердила ее статус медиа-дивы неоакадемизма.

Видеоэффекты использовали в своих фильмах художники Олег Маслов и Виктор Кузнецов, кинорежиссер Андрюс Венцлова и новатор телеклассики режиссер Викентий Дав. Особых декоративных изысков добивался в создании своих композиций с мотивом vanitas Андрей Попов, первым применивший компьютер при создании эмалей, нанесенных на металлические «кладбищенские» пластины. В НАИИ проводил семинары по компьютерному искусству его известный адепт Константин Митенёв, создавший первые неоакадемические сайты; дружил с неоакадемистами и один из первых отечественных теоретиков искусства новых технологий Анатолий Прохоров.

Иветта Померанцева «Снегурочка», 1989 © ЦСИ им. Сергея Курёхина

Большая часть 90-х прошла под знаком внутреннего героизма, исследования тонких состояний, расширения сознания, поиска новых средств выражения, очарования новыми медиумами. Область электронных медиа была категорически некоммерческой, наполненной творческими надеждами и во многом связанной с радикальной культурной и социальной трансформацией периода Перестройки.

В материале использована статья «Новые медиа 90-х», включенная в каталог выставки «История развития мультимедиа искусства Ленинграда — Санкт-Петербурга 1985-2000 годов».


В рамках выставки «История развития мультимедиа искусства Ленинграда—Санкт-Петербурга 1985-2000 годов» в ЦСИ им. Сергей Курёхина с 18 по 22 ноября пройдут медиации и экскурсии; 20 ноября в 19:30 состоится круглый стол и лекция «Проблемы перехода от аналоговой технологии к цифровой в творчестве видеохудожника» с участием Андрюса Венцловы и Людмилы Беловой; 21 ноября в 17:00 пройдет встреча с режиссёром Иветтой Померанцевой и показ работ из коллекции Петербургского Видео Архива.


Также на сайте журнала вы можете совершить виртуальные экскурсии по выставкам:

Тула: экскурсия по первому региональному филиалу Исторического музея
«Илья Остроухов: художник, коллекционер, музейщик»: гид по выставке в Трубниковском переулке
«Чжан Хуань. В пепле истории»: гид по выставке в Эрмитаже
«Возвращение в Усадьбу»: гид по выставке в музее «Новый Иерусалим»
«Твое сознание не знает границ»: гид по выставке Юлии Вирко и Антона Гельфанда в Севкабеле
Место встречи науки и искусства: гид по выставке «Режимы доступа» в арт-резиденции ИТМО
«Сарра Лебедева. Избранное»: гид по выставке в Третьяковской галерее
Тело как улика: гид по выставке «Тату» в музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Хоф ван Буслейден: гид по дворцу Бургундской эпохи в бельгийском городе Мехелен
«Калязин. Фрески затопленного монастыря»: гид по экспозиции в Музее архитектуры имени А.В. Щусева
«Дары» в Русском музее: гид по разделу советской живописи второй половины XX века
«Прототип»: Гид по проекту будущего Музея Сергея Курёхина
«Дары» в Русском музее: гид по разделу советской живописи первой половины XX века
Медицинская служба Красной Армии: гид по выставке в РОСФОТО
«Платье как история»: мода на картинах русских художников ХХ века с комментариями Музея Моды
«Дары» в Русском музее: кураторский гид по Корпусу Бенуа
Мода на русское: гид по выставке «Александр III. Император и коллекционер» в Русском музее
От Шишкина до Малевича: шедевры Краснодарского художественного музея
Экскурсия по дому-музею Питера Пауля Рубенса в Антверпене
От Дюрера до Матисса: гид по выставке
Александринский театр: экскурсия по Музею русской драмы
«Романтика и усердие. Современное искусство Южной Кореи»: гид по выставке в Эрмитаже
«Ван Эйк. Оптическая революция»: гид по выставке в Генте
«Студия 44. Анфилада»: гид по выставке в Главном штабе
«Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России»: гид по выставке
«100 фотографий» Анатолия Болдина в РОСФОТОИскусство Ирана в Музее Востока
«EXIT» Игоря Новикова в ММОМА
Пасхальные яйца Карла Фаберже: шедевры коллекции из Музея Фаберже


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *